среда, 25 сентября 2013 г.

Из опыта работы

«Место и роль педагога-психолога ДОУ в образовательном процессе в условиях  реализации ФГТ. Опыт работы»
 Пчелинцева Надежда Степановна,
старший воспитатель МБДОУ ДС № 13,
Сорокоумова Нина Ивановна,
педагог-психолог МБДОУ ДС № 13

Психологическое сопровождение  образовательного процесса является необходимым условием  реализации ФГТ.  Возрастает значимость деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей, т. е. «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей», без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным. Кроме того, ФГТ предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
В деятельности психолога детского сада выделяется, как известно, несколько направлений:
    психопрофилактическое;
    психодиагностическое;
    развивающее и психокоррекционное;
    консультативное.
При сохранении  основных направлений работы педагога-психолога
  ФГТ предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ, которая обеспечивает психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка. Повышение психологической культуры воспитателя - необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса.
Дошкольному учреждению необходима  такая модель работы психолога, которая будет способствовать повышению   психологической компетентности участников образовательного процесса, психолог будет вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта, организовать и проводить консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность, проводить консультирование педагогов по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей; проводить обучение педагогов навыкам бесконфликтного общения, а также содействовать повышению уровня культуры общения педагогов с родителями.
На этапе внедрения ФГТ,   возникает необходимость   в непосредственном участии   педагога-психолога в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ, формировании содержания психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей,  составления индивидуальных образовательных маршрутов; анализе психологического компонента в организации образовательной работы в учреждении и внесении предложений по повышению эффективного психологического сопровождения  образовательного процесса.
Значимым становится также и участие педагога-психолога в организации предметно-развивающей среды.  Педагог-психолог может выступать в роли эксперта при формировании ПРС ДОУ, содействовать формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников; выступать организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды;  оказывать помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
Изучив нормативные документы,  рекомендации специалистов, мы пришли к пониманию того, психолог не может остаться в стороне от изменений в образовании, ведь новые ФГТ  особенно психологичны  и при своей реализации требуют обновленной роли психолога в образовательном учреждении (приложение № 1 «Модель взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ»).
Рассмотрим участие педагога-психолога в проектировании ОП.
Приказом по ДОУ педагог-психолог введён в состав рабочей группы по разработке ООПДО: участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ; совместно со старшим воспитателем и педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, составляет индивидуальные образовательные маршруты.  
Планирование ОП в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения ОП.
С декабря по март в ДОУ было организовано еженедельное планирование с участием всех педагогов ДОУ (приложение 2). В процессе совместного обсуждения  педагоги обучались подбирать    содержание в соответствии с комплексно-тематическим планом и данными мониторинга. На этапе отбора содержания педагог-психолог анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения  образовательного процесса. В совместной работе педагога-психолога и старшего воспитателя в ДОУ создан бланк рекомендаций (приложение 2) по использованию  педагогами привычного игрового и дидактического материала, заданий и упражнений  для развития психических функций детей, что позволяет повышать психологическую грамотность педагогов. Эти рекомендации готовятся еженедельно в соответствии с комплексно-тематическим планом, результатами мониторинга.
На основании комплексно-тематического плана, формируется единый план ОП на неделю для всех специалистов, работающих с детьми данной возрастной группы : воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и педагога-психолога. Структура соответствует требованиям и содержит необходимые структурные компоненты.
Совместная деятельность педагога-психолога в режимных моментах осуществляется в соответствии с циклограммой деятельности педагога-психолога. Которая составлена таким образом, что  педагог-психолог имеет возможность включиться в режимные моменты, свободную самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность с детьми и педагогом.
В утренние часы педагогом-психологом осуществляется встреча, настрой детей и  родителей, в это же время может быть проведена плановая или неплановая консультация родителей и педагогов. В утренние часы специалист использует такие формы работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. Весь материал соответствует тематике и графику КТП и обязательно решает задачи психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на индивидуальном коррекционно0образовательном маршруте по данным мониторинга и решению ПМПк. Также в утренние часы может осуществляться психолого-педагогическое наблюдение  за деятельностью ребёнка, группы, взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации, педагогов и родителей. 
Во время НОД педагог-психолог осуществляет наблюдение (в соответствие со своим планом работы), а также проводятся интегрированная деятельность с педагогами ДОУ,   Осуществляется психологическое сопровождение детей, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на  занятиях и др. (схема взаимодействия педагога-психолога со специалистами ДОУ)

На прогулке – коммуникативные игры, игры на социальное развитие детей, игры по правилам.
Вечером – совместная деятельность педагога-психолога  с детьми,  в соответствии с ИКОМ, по формированию школьной готовности, развитию эмоционально-волевой сферы детей. Используется  такая форма работы как «Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества» на материале традиционной тряпичной куклы (приложение) . Где реализуются коммуникативные, развивающие, обучающие и воспитательные функции  и позволяют организовать работу на интересной , значимой специфической детской деятельности.
В течение дня педагог-психолог организует психопрофилактические (приложение) мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
Полученный опыт позволяет сделать вывод, что предлагаемый материал, изготовленные детьми куклы могут использоваться не только психологом, но всеми специалистами в деятельности с детьми.
Выбранное направление работы позволяет обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса, взаимосогласованные, организацию работы психолога на материале ЕКТП, интеграцию деятельности специалистов.

Перечисленные виды деятельности потребуют от педагога-психолога «вживания» в различные профессиональные роли: психолог-проектировщик, психолог-преподаватель, психолог-куратор, психолог-эксперт.

Успешность встраивания педагога-психолога в обновленную модель системы образования будет зависеть от собственной позиции психолога, понимания ситуации, желания включиться в работу; от команды (рабочей группы), ее  сработанности; от системности в работе, потому что разовые мероприятия не дадут большого эффекта.


Приложение 1
Взаимодействие психолога
 со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ
Направления деятельности педагога-психолога

с руководителем ДОУ
1.Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
2.Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3.Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4.Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
5.Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
6.Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
7.Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
8.Предоставляет отчетную документацию.
9.Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
10.Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
11.При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
12.Участвует в комплектовании групп.
13.Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
14.Участвует в   курсах повышения квалификации.
15.Участвует в экспертной группе по новой системы оплаты труда.
16.Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

1.Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
2.Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
3.Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4.Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
5.Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
6.Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
7.Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
8.Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
9.Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
10.Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
11.Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
12.Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности.
13.Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
14.Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
15.Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Почемучки", "Веселые старты" и т. д.).
16.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
17.Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
18.Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
19.Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

1.Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2.Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3.Участвует в проведении мониторинга  развития дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9.Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10.Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11.Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12.Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13.Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14.Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
15.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
16.Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
17.Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем
1.Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2.Осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
3.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса  
4.Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
5.Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
6.Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
7.Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
8.Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
9.Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
10.Участвует в проведении музыкальной терапии.
11.Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
12.Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С воспитателем по физическому воспитанию


1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГТ.
2.Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3.Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия "здоровье" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4.Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5.Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
6.Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7.Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
8.Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
9.Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
10.Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
11.Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
12.Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
13.Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
14.Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

С учителем-логопедом

1.Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2.Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3.Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4.Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
5.Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
6.Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
7.Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
8.Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
9.Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
10.Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
11.Участвует в интегративной образовательной деятельности.


Приложение 2
Планирование образовательной работы в подготовительной к школе группе по теме Наши защитники (День защитника Отечества. Военные профессии)
на _3_неделю ___февраля__
Участники ОП
Структура образовательного процесса
Совместная деятельность в организованных формах
Совместная деятельность в режимных моментах
Предметно - развивающая среда (создание условий для самостоятельной деятельности)
Воспитатель
Рисование   «корабль »     Художественный труд/ аппликация
 «Подарок для папы »

Конструирование «Из чего сделать корабль »; развитие кругозора «рассматривание альбома «в небесах, на земле и на море»  »





Утро :зарядка для крепкого солдата. беседа «Скоро праздник », «О пользе и значении в боевой подготовке военных гимнастики, питания , прогулки», «В здоровом теле здоровый дух», «Гречневая каша- матушка наша», , составление рассказа « », ситуативный разговор « », отгадывание загадок,  чтение «Солдатские часы», «23 февраля» И.Грошева . ДИ «Парные картинки»,
Выставка книг, иллюстрации  «Пограничники», «Лётчики», танкисты

Иллюстрации о  воинах, различных родах войск, 
 Открытки
Музыка «Походный марш»
Д.Кобалевского,
Р.Шуман «Смелый наездник»
Прогулка- разведцики наблюдают за погодой. ПИ «Удочка» (моряки на корабле), Парный бег (Помоги раненому)
Вечер . игры   «Разведчики», «Зашифрованное письмо (графический диктант)», «Секретное донесение» (ходьба по заданному маршруту); «Переход над пропастью».СРИ «Готовим обед для солдата», НПИ «Лото-профессии»
Прогулка В
Учитель-логопед
Коммуникация
Военные профессии
Составление предложений с заданными словами в прошедшем времени.
Рассматривание иллюстраций, беседа, игры речевые (Пограничник, граница, наряд, дозор, следит, проверяют, охраняет.)
Пересказ рассказа Л. Гагариной  «На границе».
Составление рассказа о военном опираясь на иллюстрацию и мнемосхему.
Картинки -  Солдат, пограничник, танкист, пехотинец, зенитчик, лётчик, десантник, защитник.
Пехота  ;  танкист  ;  ракетчик  ;


Педагог-психолог





Вечер - Классификация:   рода войск, военные (солдат, офицер, матрос, лётчик, ракетчик, танкист, пограничник), военная форма, оружие (пистолет, шпага, меч, автомат, кортик …)
 Игры на восприятие :
— найди ошибку художника
—- что сначала-что потом
- подбери пару (танк-танкист, летчик-самолёт…)
Проблемные вопросы:
— Почему так называют:  танкист, ракетчик, лётчик, моряк
- зачем нужна армия в мирное время
-каким должен быть солдат
-зачем в мирное время много родов войск
-почему Челябинск во время войны назывался Танкоград.
игры на развитие памяти,  слухового восприятия, произвольности, внимания, коммуникации, координации, соотнесения слова и движения «Разведчики», «Зашифрованное письмо (графический диктант)», «Секретное донесение» (ходьба по заданному маршруту); «Переход над пропастью». коммуникационное упражнение «испорченный телефон», «Передача секретной информации с помощью жестов», «иностранец». раскраски
предметов по образцу; раскрашивание; упражнения на развитие навыков конструирования. Складывание из бумаги «Солдатский треугольник», «Будёновка», «Солдатская пилотка», «Шлем русского

Родители
Прогуляться по парку Победы  и обратить внимание  на военную технику
Поддерживать желание мальчиков помогать папе, дедушке, братьям
Научить близких дома   комплексу ОРУ «Зарядка для крепкого солдата»
Чтение рассказов и стихов о празднике 23 февраля.


Приложение 3


Рекомендации педагога-психолога по развитию психических процессов в комплексно – тематическом планировании по теме недели
« Маленькие исследователи. Комнатные растения»

Цель: повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.

Содержание

НОД
СД
ПРС
РР
Развитие психических функций
1. Загадки.
+
+

+
2. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам да, нет).
+
+
+
+
3. Классификация:  светолюбивые, теневыносливые .
+
+
+
+
4. Игры на восприятие цвета, формы, размера:
— Подбери цветок к цветовым символам (фиолетовый - фиалка).
—- Что изменилось на подоконнике?
+
+
+
+
5. Проблемные вопросы:
— Почему так называют: комнатные растения, цветочница, цветовод.
- почему растения называют светолюбивое, теневыносливое
+
+

+
6. игры на развитие памяти,  слухового восприятия, произвольности, внимания, коммуникации, координации, соотнесения слова и движения «Я садовником родился», «Летела корова…»
+
+

+
7. 4-й лишний:
— комнатные растения - деревья;
— комнатные растения -садовые цветы - полевые цветы;
— комнатные растения -лесные цветы - цветы, которые растут в водоемах.
+
+
+
+
8. Релаксационное упражнение «Аленький цветочек»
+
+

+
+ Связная речь
1. Загадки-описания.
+
+

+

2. Описательные рассказы.
+
+


3. Сравнительно-описательные рассказы.
+
+

+
4. Рассказы по темам:
— Зачем нужны комнатные растения?
— Почему нельзя рвать комнатные растения?
— Моё любимое комнатное растение.
— Как люди ухаживают за комнатными растениями?
— Посадим комнатные растения.
— Жизнь комнатного растения.
— Сказка о комнатном цветнике и его соседях.
+
+

+
+Мелкая моторика. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме
Рисование прямых и косых линий, рисование по клеточкам, дорисовывани
предметов по образцу; раскрашивание; упражнения на развитие навыков конструирования.
+
+
+
+




















































Приложение 4
Фрагмент  плана  работы педагога-психолога в мастерской по изготовлению традиционной куклы

Дата
Интегрирующая тема
Кукла
01.10-05.10.12
Урожай.
Зерновушка
08.10-12.10.12
Краски осени.
Краски осени
Осенний букет
15.10-19.10.12
22.10-26.10.12
Наш быт.
Тульская нарядная куватка   
29.10-02.11.12
Наш быт.
Нарядный поясок
 (плетение на шаблоне)
05.11-09.11.12
Мой город. Моя страна. День народного единства.
Панно «Солнечный круг»
(Плетение косички )
12.11-16.11.12
Кто как готовится к зиме.
Зайчик на пальчик
19.11-23.11.12
Животный мир.
Поросёнок Хрюша
26.11-30.11.12
Наш быт.
Домашний оберег (божье око)
03.12-07.12.12
Народная культура и традиции.
Домовой
10.12-14.12.12
Здравствуй зимушка, зима.
Кукла Снегурочка
17.12-21.12.12
Животный мир. Зимующие птицы
Воробушек
24.12-28.12.12
Новогодний калейдоскоп.
Рождественский ангел
08.01-11.01.13
Цирк. Театр. В гостях у сказки. К Дню рождения
П.Бажова
Огневушка – поскакушка
(авторская)

14.01-18.01.13
Новогодний
калейдоскоп. Зимние развлечения
Детская масленица
28.01-01.02.13
Маленькие исследователи.
Северное сияние
 На основе куклы «Акань»
04.02-08.02.13
Волшебница вода.
Осьминожек
11.02-15.02.13
Наши защитники.
Богатыри
11.03-15.03.13
Женский день. Моя семья.
Пеленашка
25.03-29.03.13
Весна шагает по планете.
Веснянка
01.04-05.04.13
Встречаем птиц.
Вербный ангел
08.04-12.04.13
Космос.

Мартинички


Комментариев нет:

Отправить комментарий